skip to Main Content

ДУХОВНЫЕ КНИГИ: С ЧЕГО НАЧАТЬ И КАК ЧИТАТЬ

 

 

Часто священников спрашивают, с чего нужно начинать изучение святоотеческой литературы и как читать ее правильно. Этому вопросу и посвящена статья протоиерея Василия Кучера.

Святитель Игнатий Брянчанинов писал, что в последнее время христиане будут спасаться чтением Священного Писания, святых отцов и советами «единомысленных братий». Однако, живя в те самые времена, о которых писал святитель, мы можем заметить, что одной из проблем современности является почти полная потеря культуры чтения. Причем, речь идет не только о духовной литературе, а о книгах вообще.

Если еще несколько лет назад мы относились к числу тех стран, жители которых читают очень много, то сегодня мы вынуждены признать, что чтение стало «элитарным» развлечением для очень узкого круга людей.

С появлением гаджетов различные футурологи предсказывали полное исчезновение бумажных книг. Думалось, что электронные носители смогут стать альтернативой громоздким и дорогим фолиантам, а «библиотека в кармане» поможет читать, когда угодно, где угодно и что угодно, то есть, очень много.

Однако, почти сбылась только первая часть этого прогноза: количество
купить книги о пресвятой богородице на наших полках стало значительно меньшим. Но, вместе с тем, совершенно ошибочной оказалась вторая часть – больше читать мы не стали. Забросив книгу, мы не открыли электронные читалки, мы просто перестали читать.

Поэтому, возвращаясь к высказыванию святителя Игнатия, следует отметить, что когда мы говорим о чтении духовной литературы, то начинать надо с привычки к чтению вообще. Это не значит, что читать нужно все подряд, это означает, что чтение должно стать неотъемлемой частью жизни. С чего же следует начать?

Перед тем, как давать конкретные советы, следует сделать несколько замечаний, которые нужно иметь в виду каждому, кто стремится постичь глубину святоотеческой литературы.

 

СОБСТВЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Каждый из нас, читая духовную литературы, должен обязательно учитывать положение, в котором находится сейчас. Не нужно браться за те купить духовные книги, которые рассказывают о несвойственном нам образе жизни. По мнению святителя Игнатия, «..Должно избирать из них (из книг – Ред.) никак не возвышеннейшие, но наиболее близкие к нашему состоянию, излагающие делание, нам свойственное». Например, монахам, которые живут отшельнической жизнью, не рекомендуется читать литературу о жизни в многолюдном монастыре. Так же как новоначальным монахам крупных монастырей может повредить литература о жизни пустынников. Кроме того, человек семейный вряд ли сможет применить по отношению к себе каждую строку преподобного Иоанна Лествичника. Точно так же монаху не пригодятся советы о ведении правильного образа семейной жизни.

Конечно, и в первом, и во втором случае какие-то вещи можно применить к себе. Так, с «Лествицы» мы можем узнать о средствах борьбы с грехом, а изучая литературу о православной семье, монах сможет давать определенные рекомендации семейным парам, которые приходят к нему за советом. Однако, помнить о собственном положении обязательно нужно. (Здесь уместно отметить, что семейным людям о жизни в семье лучше советоваться с теми, кто сам имеет семью – с белым духовенством).

НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ЧИТАТЬ МНОГО

Цель духовного чтения заключается не в том, сколько книг удалось прочитать, а в том, насколько вы смогли применить прочитанное к себе и своей жизни. Другим словами, качественное чтение однозначно лучше количественного и должно отвечать на вопрос «насколько лучшим христианином в процессе чтения я стал?».

Святитель Феофан Затворник призывает: «…Не читайте затем, чтобы только прочитать, а чтобы освежить и попитать душу».

Тем более, что нам не всегда хватает времени для многочасового изучения святоотеческой литературы. В этом случае, святитель Феофан рекомендует прочитывать хотя бы одну фразу из Священного Писания или из произведения какого-то святого, и целый день размышлять над ней – «разжевывать» ее для себя.

Подобный совет находим и в трудах святого Иоанна Златоустого, который пишет: «…Никакое время не может служить препятствием к чтению Слова Божия… не только дома, но и ходя по торжищу, и совершая путешествие или находясь в многолюдном собрании и занимаясь делами, можно нам упражняться в этом чтении… Видя наше расположение к духовному <знанию>, Владыка наш не презрит нас, но подаст озарение свыше и просветит наш ум. Не будем… пренебрегать чтением <Писания>, но, понимаем ли содержащееся <в нем>, или не понимаем, <во всяком случае> будем, как можно чаще, обращаться к нему. Постоянное упражнение в чтении напечатлевает неизгладимо в памяти <прочитанное> и часто, чего сегодня мы не могли понять при чтении, то вдруг понимаем, снова приступив к чтению, завтра, потому что человеколюбивый Бог невидимо просвещает наш ум».

Согласитесь, что такой метод применим абсолютно для каждого из нас. Главное – это регулярное и постоянное питание души словам Евангелия или святых отцов, более подробнее смотрите на сайте
http://otdom.ru.

 
 

Back To Top