Бизнес-портрет: что это и зачем он нужен? В век бурного развития онлайн-коммуникаций фотографии в бизнес-стилистике…
Роли алкоголика и наркомана в семье
Роли алкоголика. Алкоголизм и наркомания как семейная болезнь. Вторичные выгоды семьи от употребления. Семейные роли алкоголика и наркомана: “мусорное ведро”, “козел отпущения”, “мальчик на побегушках”, “подчиненный”, “кукла”. Реализация подсознательных семейных сценариев: “заместительная фигура”, “семейное проклятие”. Лечение алкоголизма и наркомании как изменение семейных отношений.
Часто можно слышать выражение, что алкоголизм и наркомания это «семейная болезнь». При этом обыватель в это часто вкладывает понимание, что из-за алкоголизма/наркомании одного члена страдает вся остальная семья, то бишь «болеет». Это, естественно, совершенное верное наблюдение, однако само выражение «зависимость – семейная болезнь» имеет несколько другой смысл.
Суть его состоит в том, что алкоголизм или наркомания близкого является симптомом болезненных отношений в семье. Не только из-за употребления зависимого страдает остальная семья, но и зависимый употребляет из-за нездоровых отношений в семье.
Когда же зависимый начинает лечение своего алкоголизма (наркомании) (смотри статью «Что такое лечение алкоголизма?»), то семья от этого автоматически не становится здоровой (а чаще всего еще всячески сопротивляется успеху лечение алкоголизма). Поэтому, в широком понимании, процесс лечения алкоголизма и наркомании должен быть не только индивидуальным, но и семейным.
Эта статья посвящена вторичным семейным выгодам от алкоголизма и наркомании, а также описанию того, какие деструктивные роли приписываются обычно зависимому в его семье.
Типичная роль для семьи, где роль зависимого играет сын или дочь. Но может быть и в системе жена-муж («усыновила мужа»). Смысл заключается в том, что «родители» стараются всячески препятствовать взрослению и отделению своего ребенка, желая подольше «нянчиться» с ним, а зависимость этому отлично помогает.
Процесс же лечения алкоголизма и наркомании вызывает огромное сопротивление, так как он по сути является процессом психологического взросления, результатом которого будет отделение от родительских фигур.
Этими перечисленными вторичными семейными выгодами и соответствующими ролями список, конечно, не исчерпывается. Каждый член семьи с зависимостью, возможно, может многое что добавить в этот список.
Кроме вторичных выгод семьи как целой системы, зависимый может также служит реализацией негативных подсознательных установок других членов семьи.
Допустим, женщина выросла в семье, где пил отец. Типичной реакцией ребенка на употребление отца будет страдание от вины и стыда за его пьянства и тайное желание спасти своего отца от употребления. Детское желание спасти пьющего отца во взрослом возрасте подавляется и становится бессознательным.
Это впоследствии может побудить женщину найти мужа алкоголика (или «сделать» мужа алкоголиком), чтобы реализовать свою подсознательную программу спасения отца. Муж-алкоголик в данном случае является заместительной фигурой отца.
Лечению мужа от алкоголизма такая жена будет подсознательно всячески сопротивляться, так как это противоречит ее подсознательной установке по спасению отца от алкоголизма. Заместительная фигура может выполнять разные функции заместительной реализации того, что не удалось сделать с другой значимой родительской фигурой: спасения, мести, реализации безответной любви, выигрыша в конкурентной борьбе.