На что обращать внимание при выборе семян? Многие покупают семена на стихийных рынках, в каких-то…
Современная узбекская музыка
Современная узбекская музыка. Анализ исторического контекста позволяет разобраться с широко распространенной идеей музыкального прорыва в Узбекистане 1990-х годов. Политические, экономические, социальные и эстетические потрясения, последовавшие за распадом Советского Союза, также сыграли важную роль в музыке. Появление «современной музыки» воспринималось в Ташкенте как «западное» исполнение европейского репертуара 20-го века (от Шенберга до Лигети до самого молодого поколения), которое не было там до тех пор и поэтому было почти неизвестно публике.
Начало музыкального обмена с Европой и США способствовало тому, что артисты ташкентского музыкального мира восприняли этот период как радикальный разрыв. Полномочия по определению критериев оценки и источников финансовой поддержки узбекского состава также изменились: они больше не принадлежали узбекскому государству и центральной администрации в Москве, а находились в ведении иностранных, особенно западных, учреждений (посольств, культурных центров, НПО). Это иллюстрируется примером Института Гете в Ташкенте, который является наиболее важным партнером. Но это впечатление о разрыве должно быть нюансированным, так как советское наследие остается неотъемлемым элементом музыкальной жизни в Узбекистане, даже если оно впоследствии обесценивается или, наоборот, идеализируется.
Вопрос идентичности вновь и вновь возникает в проектах ансамбля Омнибус. В то время как категория «современная музыка» воспринимается как западная музыка в Ташкенте, основатели ансамбля хотят обучать новое поколение композиторов, которые могут затем предоставить современный узбекский репертуар. Омнибус выступает на западных фестивалях современной музыки, исполняя узбекские хиты.
Напротив, официальная культурная политика и политика идентичности узбекского государства имеют тенденцию фокусироваться на «национальном» культурном наследии: узбекском «фольклоре» и традиционной музыке. Как это ни парадоксально, эта политика имеет некоторую преемственность с формированием «национальной культуры» в центрально-азиатских советских республиках.
Основатели ансамбля Омнибус хотят отойти от советских национальных школ. Создавая новые произведения, они пытаются создать другую музыкальную узбекскую идентичность, которая отличается как от советской фольклоризации национальной культуры, так и от ее сегодняшнего продолжения. Для этого европейские и американские специалисты проводят мастер-классы в Ташкенте и обучают молодых композиторов из Ташкента композиционным приемам западной «современной музыки».
В то же время директор ансамбля просит студентов включить узбекские элементы в свои произведения. Это напоминает образование советских национальных школ в Центральной Азии, основанное в середине XX века русскими композиторами с использованием западной гармонии и форм (симфония, опера и т. д.) и узбекского мелодического материала.