Многие покупают семена на стихийных рынках, в каких-то киосках, а потом жалуются на их качество.…
Метод консервации
Метод консервации. Консервация руинированных памятников — специфическая сфера реставрационной деятельности, а руинированные объекты культурного наследия, прежде всего памятники археологии, доходят до нас во фрагментарном состоянии и малой сохранности. В частности, руинированные памятники Татарстана, такие как памятники Болгарского городища, Билярска, Чертова городища в Елабуге, Казанского кремля, сохранились в своем большинстве на уровне фундаментов, а восстановление облика памятника опирается в основном на археологические находки – куски штукатурки, блоков кладки стен, облицовочных блоков и пр.
В настоящее время интерес к памятникам древности, а в частности, к руинированным памятникам, заметно возрос, ведь наиболее «древние» архитектурные объекты представлены именно руинами. На территории Татарстана этот социальный запрос нашел отклик в разработке памятников Болгарского городища 2010—2013 годов.
Памятники Болгарского историко-архитектурного музея-заповедника уже были исследованы и подвергались консервации в 1960—1990 годах. Опыт консервации, опробованный на этих памятниках, а так же анализ методов консервации лик, применяемый в отечественной практике в целом, позволили оценить и проработать систему методов для внедрения в практику.
К сегодняшнему дню существует несколько методов консервации каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки. Первым методом можно обозначить метод «повторного погружения в грунт». Этот метод считается наиболее «щадящим» подлинные остатки, так как защищает их от разрушительных реагентов окружающей среды.
Но если до раскрытия и археологических исследований памятник лежит в плотных слоях грунта, то после «засыпки» остатки оказываются в рыхлом грунте, который легко берет влагу и предает ее археологическим остаткам. Особенно негативно это влияет на памятники из гигроскопичных материалов, например, туфового камня и известковых кладочных растворов, как в случае с Болгарскими памятниками.
Более того, как правило, «курганы» над памятником не насыпают, и он остается лежать в зоне промерзания грунта, что при намокании вызывает разрывы в подлинной кладке. В грунт так же попадают семена растений, которые не только прорастают в памятник, разрушая его, но и дают кислотность почвы, влияющую на химический состав подлинных остатков. Последний недостаток метода в консервационной практике устраняется протравливанием насыпного грунта.
Вторым используемым на руинированных памятниках методом можно считать метод натурной консервации. Этот метод нашел применение в более мягком климате, чем на территории центральной части России и там, где руиниированные памятники представлены остатками из более прочных материалов, чем известковые остатки Болгарских памятников.
Согласно этому методу, руины остаются в максимально нетронутом виде, допускается только химическое укрепление самих подлинных остатков, антисептирование, гидрофобизация и укрепление поверхности грунта, если есть опасность его подвижек. То есть использование подобного метода — это попытка сохранить и продемонстрировать облик памятника на момент окончания раскопок, без различных защитных и гипотетических дополнений.
Сама идея подобной консервации наиболее близка основным реставрационным принципам, но этот способ на практике не может обеспечить необходимый уровень сохранности руинированных памятников. Даже химической обработкой невозможно полностью предотвратить разрушительное воздействие окружающей среды: выветривания, воздействия растений и микроорганизмов, влаги и, как следствие, морозобоя.
Также следует учитывать механические повреждения, вызванные, прежде всего, туристической активностью, которую теоретически можно ограничить установкой заграждений и планировкой туристических маршрутов, но на практике это часто оказывается малоэффективно.
К третьему методу относится формирование над памятниками сооружений, навесов и музеефикация археологических остатков сооружений в интерьере. Из них самым эффективным с точки зрения сохранения становится именно музеефикация в интерьере, так как здесь есть возможность создания идеальных для сохранения памятника условий и демонстрации руинированных остатков в том виде, в каком они были найдены археологами с показом хрупких материалов.
Хотя очень часто при консервации этим методом на памятнике в профилактических целях все-таки проводят химическое укрепление и антисептирование.
Но этот способ консервации далеко не всегда есть возможность реализовать — как и памятники Болгарского городища, большинство руинированных памятников составляют архитектурно-археологические музеи-заповедники, «разбросанные» на большой территории, более подробнее смотрите на сайте www.cor.su.