Онтология силовых процессов. В статье рассматривается онтологический аспект творчества в осмыслении Вяч. Иванова, о. Павла Флоренского и В. Розанова. Анализу подвергаются понятия «восхождение», «нисхождение» (Вяч. Иванов, П. Флоренский), «исхождение» (В. Розанов), использованные авторами для обозначения процесса творчества. Своеобразие трактовок сущности этого процесса помогает выявить пути исследования литературного наследия эпохи Серебряного века.

Ключевые слова: онтология, концепты «восхождение», «нисхождение», онтологический аспект творчества.

Онтология как философская дисциплина имеет свой предмет для исследования, однако термин «онтология» стал часто использоваться в других гуманитарных науках. В частности, его часто применяют в филологических исследованиях. Принято говорить об онтологии поэзии, прозы. Чтобы обосновать правомочность подобных обозначений, уточним значение термина — the thesaurus.

Под онтологией творчества предлагаем понимать, во-первых, устремлённость его к бытию, а во-вторых, сущность самого процесса творчества -онтологизм поэтики и онтологизм творческого процесса. Именно в этом смысле творчество стало предметом осмысления в литературе рубежа 19-20 вв.

Отвечая на основной вопрос онтологии «Что существует?», В. Розанов не оригинален: дух и материя. В его трактате «О понимании» (1886 г.) именно дух, самостоятельная сущность, рассматривается автором как единственный источник мира исходящих из него вещей. «.. .Из духа, как сосредоточия Мира человеческого, исходят формы жизни и он в них отражается», — пишет мыслитель [2, с. 392]. Одной из этих форм жизни является собственно художественное творчество, главным свойством которого является непроизвольность: «тот, в ком совершается оно, не может не подавить его в себе совершенно, ни даже задерживать на время без страдания, ни пробудить его… ни определить по произволу форму, в которой выразится оно» [2, с. 416-417]. Так, уже в первом труде В. Розанов предваряет будущую формулу творчества, где автору отводится роль проводника, через посредство которого мир выговаривается. Процесс творчества может быть определён как процесс исхождения творческой сущности.

Рассуждая о различии поэзии и художественной литературы, поэта и художника, писатель ут-

онтология силовых процессовУверждает: «Первый исходит из субъективного мира в объективный, второй — из объективного мира в субъективный» [2, с. 458]. Важно также, каким образом определяет В. Розанов поэзию: она «есть присоединение к внешнему, лежащему в природе, формы духа.» [2, с. 449] в то же время «художественный писатель» лишь погружен в наблюдение жизни, а поэзия — это «вторая жизнь», источник которой в духе поэта — synonyms.

В основе концепции творчества Вяч. Иванова лежит аристотелевская формула восхождение -нисхождение. Усложняя её, автор обозначает актуальность границы, разделяющей не столько составляющие процесса, сколько участие в нём условно разделённых человека и художника. Именно в этом смысле актуальна для него граница искусства.

22 января 1914 г. в зале Тенишевского училища Вяч. Ивановым была прочитана лекция «О границах искусства», с этим докладом выступил Вяч. Иванов в Московском Религиозно-философском Обществе, затем была подготовлена автором статья для издания. Грань искусства обозначена автором как граница, более подробнее смотрите на сайте www.powerthesaurus.org.